Как нанять призрака

Как нанять призрака

Существует множество способов воздвигнуть себе прижизненный памятник. Один из самых надежных и, как правило, безопасных – оставить след на литературном поприще. Интересно рассказанная биография, философская притча или приключенческий роман станут капиталом, который будет исправно приносить вам репутационные дивиденды и с годами не потеряет в цене.

Но что делать, если ваши таланты лежат в сферах, далеких от написания букв руками?

Наймите писателя-призрака. И не надо брезгливо морщиться: даже великий Александр Дюма (отец) не стеснялся нанимать «негров», а гениальный Говард Филипс Лавкрафт не гнушался писать за других. Что уж говорить о современных писателях и писательницах, проявляющих чудеса работоспособности и ежегодно выпускающих по 50 «иронических детективов»!

Впрочем, речь, как вы уже поняли, пойдет не о модных литературных брендах, а о простых людях, мечтающих написать и опубликовать собственное произведение, но по всяко-разным причинам не продвинувшихся в этом деле дальше нескольких страниц. Для таких существует как минимум три варианта заполучить профессионально написанную книгу, авторские права на которую будут принадлежать не писателю, а заказчику. Разберем эти способы в виде кейсов (все три взяты из жизни, имена и обстоятельства изменены).

ильф и петров

   Ильф и Петров катают простыню за Катаева

Кейс 1. Проектная работа

Заказчик деловой автобиографии – Иванов, владелец элитарной сети парикмахерских и косметических салонов. Как полагается талантливому дельцу, Иванов рассчитывает не только добиться признания, но и сделать дополнительную рекламу сети, которую он в лучших традициях игры в «Монополию» вскоре продаст с большой выгодой. Для реализации этой задачи бизнесмен обращается к призраку – именитой журналистке Писакиной.

Работа строится следующим образом.

В течение нескольких дней Писакина встречается с Ивановым, наблюдает за его работой, присутствует на совещаниях, делает пометки в блокноте. А попутно интервьюирует Иванова под запись: расспрашивает об этапах построения бизнеса, особенностях взаимоотношений с партнерами, подчиненными и клиентами, о ярких воспоминаниях из профессиональной и личной жизни.

совписы обсуждают

  Бригада литературных негров обсуждает «историю успеха» предпринимателя Иванова

Десятки часов аудиозаписи, накопленные Писакиной, вскоре поступают на расшифровку подрядчику – специализированной конторе, оказывающей издательские и медийные услуги. Получив расшифровки, Писакина отсеивает вербальный шлак и выделяет в тексте блоки полезной информации и ключевые моменты. Тексты с ее пометками и замечаниями вновь возвращаются подрядчику, чтобы попасть на стол копирайтерам. С последующей литературной обработкой, бессвязная и зачастую невнятная прямая речь Иванова превращается в сборник увлекательных и остроумных рассказов.

Получив кипу готовых фрагментов, Писакина производит над рукописью заключительные пассы: собирает текст воедино, дописывает недостающие логические звенья, структурирует ткань повествования согласно утвержденному плану. Затем проводит общую стилистическую редакцию – так, чтобы никому в голову не пришло, будто над книгой трудились разные люди.

По окончании работы призрак отдает заказчику его «деловую автобиографию» и получает заслуженный гонорар.

Стоимость такого рода проекта – в районе 500 тыс. рублей (8-10 тыс. долларов США) за рукопись объемом 200-300 тыс. печатных знаков. Гонорар распределяется следующим образом: 85% получает призрак, 10% достаются владельцу компании-подрядчика, еще 5% идут на выплаты литературным неграм, корректорам и расшифровщикам.

Плюсы:
  • работа на высокопрофессиональном уровне, гарантия качества;
  • высокая скорость реализации проекта благодаря использованию аутсорсинга.
Минусы:
  • заказчику не всегда известно о том, что в процесс создания рукописи вовлечены субподрядчики;
  • услугу такого уровня могут себе позволить только весьма состоятельные люди.
Сумма:

Добротно. Надежно. Дорого.

Кейс 2. Рабочий подряд

Директор бухгалтерской фирмы Петров хорошо зарабатывает, гордится профессиональными достижениями и статусом верного семьянина, однако втайне мечтает ринуться с головой в омут опасностей, фантастических приключений и беспорядочных половых связей.

Рациональность удерживает Петрова от совершения такого шага в действительности, но богатая фантазия увлекает его в выдуманные миры. Счетовод, умело управляющийся с цифрами и отчетами, понятия не имеет, как перенести роящиеся в его голове сюжеты на холст авантюрного романа. И тогда он обращается к профессионалам – в издательскую контору, с которой в предыдущем кейсе сотрудничала Писакина.

Работа строится следующим образом.

Бухгалтер Петров и участники литературного конкурса

Романист Петров и участники литературного конкурса

Агент предлагает заказчику провести литературный конкурс, в ходе которого несколько авторов напишут фрагмент произведения по предоставленному Петровым ТЗ. За участие каждого потенциального призрака заказчик выплатит фирме $150. Чаще всего будущий творец рукописи известен заранее, поскольку у каждого литературного негра есть своя специализация. Однако чем шире круг «конкурсантов», тем больше денег удастся стрясти с заказчика за проведение «тестового отбора».

«Отобрав» наиболее приемлемого автора, Петров согласует с ним план книги, а с агентством – сроки работы и порядок авансовых платежей.

Стоимость услуг в этом кейсе – примерно $300-600 за авторский лист (40 тыс. печатных знаков). Таким образом повесть, роман или сборник рассказов объемом 250-300 тыс. знаков обойдутся заказчику примерно в 3000-6000 долларов США. А гонорар распределится так: 70% от суммы всех выплат фирма присвоит в качестве комиссионного вознаграждения, 30% достанутся литературному негру.

Плюсы:
  • через агентство проще найти подходящего призрака;
  • сотрудничество с издательской фирмой гарантирует, что в случае поломки одного негра заказчику принесут нового, и работа над рукописью продолжится;
  • после завершения основной работы издательство поможет заказчику провести допечатную подготовку, издать книгу в печати либо опубликовать в электронном формате. Разумеется, за отдельную плату.
Минусы:
  • пул писателей-призраков походит на пиратскую шайку: опытные журналисты и литераторы трудятся наравне с непрофессионалами и графоманами, пишущими немногим лучше, чем написал бы условный Петров, будь у него на то лишнее время. А поскольку способные исполнители нагружены работой сверх меры, заказчику обычно приходится «выбирать» призрака из ряда бездарностей, превращающих любое произведение в нагромождение пафосных реплик и неуклюжих метафор.
  • случается так, что лишь через месяц работы заказчик понимает, что результат его категорически не устраивает. И тогда процесс начинается заново: литературный конкурс, отбор наиболее подходящего писателя, работа с нуля или (что реже) продолжение с последней реперной точки. Иногда такое повторяется дважды и трижды;
  • рукопись, написанная профи вперемешку с халтурщиками, напоминает рагу из несовместимых продуктов. При знакомстве с такими произведениями у читателя возникает ощущение, будто автор в какой-то момент пустился в запой или резко спрыгнул с наркотиков, что повлекло за собой деменцию, обеднение языка и ампутацию чувства юмора.
Сумма:

Недешево. Халтурно. С гарантией.

Кейс 3. Фриланс

Сидоров – владелец строительного бизнеса в областном центре и активный член правящей партии. По провинциальным меркам Сидоров добился головокружительного успеха: создал небольшую империю, разместился в усадьбе с конюшней и конюхами, заручился знакомством с силовиками и церковными иерархами.

План рукописи писателя Сидорова

 План книги философа Сидорова

Однако сам Сидоров убежден, что его прошлые достижения – промежуточный этап на пути к самоактуализации. Поскольку в свободное от бизнеса время Сидоров занимался самообразованием, и помимо устройства пирамиды Маслоу знает все о плане Даллеса, свойствах замороженной воды и духовной связи ополчения Новороссии с Махатмой Ганди и Че Геварой, то план действий для него очевиден: нужно помочь человечеству обрести смысл жизни. Дело осталось за малым: найти профессионала, который опишет Процедуру Спасения Человечества человеческим языком.

Сидоров не любит сорить деньгами и ценит оптимальное соотношение цены и качества. Поэтому по вопросу создания рукописи он обращается к опытному фрилансеру. Стороны договариваются об условиях сделки напрямую.

Порядок цифр в этом кейсе – 12-20 тыс. руб за авторский лист или 90-150 тыс. руб за рукопись объемом 250-300 тыс. знаков.

Плюсы:
  • вменяемые расценки;
  • более тесное взаимодействие заказчика с призраком;
  • призрак трудится на совесть, поскольку его не обкрадывают посредники, а нагрузку он распределяет самостоятельно.
Минусы:
  • у каждого призрака своя специфика. Мастак в детективном жанре может оказаться неплохим биографом, но завязнет в рукописи по научной или бизнес-тематике. А отличный документалист может выдавать скучнейшую прозу;
  • существует риск, что призрак заболеет/умрет/начнет размножаться/уйдет в монастырь. Такой риск, впрочем, существует и при работе с агентствами, однако он уравновешивается гарантиями, которые фирма предоставляет заказчику.
  • призрак, работающий на себя, разборчив. Он может отказаться писать даже за очень приличные деньги, если в ходе тестового сотрудничества выяснится, что их с заказчиком мировоззрения несовместимы.
Сумма:

Добротно. Рискованно. Выгодно.

Резюме

Спрос на услугу «книга на заказ» стабильно высок, невзирая на общий спад в экономике и снижение количества платежеспособных клиентов. А с вот предложениями на рынке беда: профсоюза литературных негров не существует в природе, рейтинга авторов вы нигде не найдете, да и сами призраки редко выходят из сумрака – кто из чувства стыда или ложной скромности, кто из нежелания лишиться опеки издательства.

Разносортица предложений отнимает у заказчиков лишнее время и нередко приводит к дополнительным тратам. Поэтому прежде чем заказать рукопись и перевести аванс за работу, убедитесь, что можете рассчитывать на желаемый результат.

Рекомендации:
  • Отыскав писателя-призрака или специализированное агентство, ознакомьтесь с их «послужным списком». По понятным причинам, никто не станет предавать огласке имена прежних заказчиков или названия их произведений (за исключением случаев, когда книга опубликована под открытой лицензией). Однако в загашнике у любого профессионала должно хватать рецензий на чужие романы, текстовых «выкидышей», а также рассказов, очерков и статей, опубликованных под собственным брендом. По ним вы сможете замерить уровень мастерства исполнителя, убедиться в наличии либо отсутствии слога, оценить авторский стиль.
  • Требуйте четкого и понятного ценообразования. Если исполнитель указывает ценовой разброс, уточняйте условия, при которых расценки на услугу повышаются либо снижаются.
  • Не позволяйте вытягивать из вас деньги за дутые услуги вроде бесконечных «консультаций по скайпу» или бестолковых «литературных конкурсов». В лучшем случае вы получите один заведомо приличный результат на несколько безнадежных, в худшем поймете, что вся сумма выброшена на ветер.
  • Оценивая призрака, удостоверьтесь, что он: а) профессионально владеет словом; б) любит и умеет писать в интересующем вас жанре; в) не перегружен заказами.
  • Заключая договор, проследите, чтобы в нем были прописаны положения о конфиденциальности, передаче авторских прав, порядке и сроках работы, а также санкции за несоблюдение этих условий.
Призрак не будет являться к вам по ночам, гремя цепями договорных отношений. Он лишь тихо дышит со страниц вашей книги

Литературные призраки не являются к вам по ночам, гремя цепями договорных отношений. Они лишь тихо дышат со страниц вашей книги

Если у вас остались вопросы по теме, или вы хотели бы заказать рукопись писателю-призраку, но не знаете с чего начать, обратитесь за советом к автору статьи.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *