Музыка текста

Музыка текста

Загляните наугад в любую газету, журнал или книгу. Здорово же написано, правда? Даже если содержание подкачало, сам текст, как правило, читается легко и в той или иной степени увлекательно.

Хорошо написанные тексты сродни блестяще исполненным музыкальным произведениям. Даже если вам медведь в детстве на ухо наступил, вы без труда ощутите разницу между классической музыкой в исполнении государственного симфонического оркестра и ансамбля школьной самодеятельности. То же и с текстами: одни читаются гладко и с интересом, другие вызывают отторжение – как если бы бездарный музыкант фальшивил, наигрывая мелодию. И чем больше в тексте прозвучит фальшивых нот, тем хуже он произведет впечатление. Такой текст ни в чем не убедит аудиторию, ничему не научит, не настроит на нужный лад и, уж конечно, ничего никому не продаст.

Чем шире и статусней аудитория текстового произведения, тем выше предъявляются требования к его качеству. Скажем, отчет на собрании членов дачного кооператива не потребует от автора особого тщания в композиции или изысков в риторике. Другое дело, если вам предстоит выступать с докладом перед делегатами научной конференции, и вашей речи будут внимать профессора и академики. Еще сложнее задача, когда вам предстоит заявить о новой политической платформе перед соратниками по партии или на встрече с избирателями, от которых зависит, пройдете ли вы на ближайших выборах в законодательное собрание. Разве позволите вы себе смазать впечатление от ваших идей скучным, невнятным или, не дай бог, малограмотным изложением?

Разумеется, вы отлично знаете свое дело и разбираетесь в нем не в пример лучше любого писаки. Зато профессиональный редактор, каким бы профаном он ни был в вопросах науки, политики или бизнеса, знает, как изложить ваш материал таким образом, чтобы он наверняка достиг своей цели. Знайте: более 90% вышедших в печать текстов подвергались профессиональной редакторской и корректорской правке. И не менее трети текстовых материалов, опубликованных в сети Интернет, создавались либо переписывались профессиональными копирайтерами.

Давайте попробуем разобраться, что такое редактирование, корректура, рерайт и копирайтинг, для чего они нужны и чем различаются!

 

РЕДАКТИРОВАНИЕ

Термин «редактирование» происходит от латинского redactus – «приведенный в порядок». Редакторская правка суть творческая обработка текста в целях улучшения его формы, содержания, соответствия общепринятым (грамматическим) и специально установленным  нормам и требованиям (редакционная/корпоративная политика). В зависимости от вида и задач текста, работа редактора может быть поверхностной или глубокой, а также общей и специальной. В числе специфичных видов редактирования принято различать техническое, научное, литературное и художественное. В новейшее время к ним добавился еще один вид редакторской правки – SEO (Search Engine Optimization), т.е. оптимизация онлайн-публикаций под требования поисковых систем. Однако самым сложным и деликатным видом редакторской работы по сей день остается редактирование художественных произведений.

 

КОРРЕКТУРА

Корректорская вычитка (корректировка) текста не затрагивает его содержания и включает в себя исправление орфографических и пунктуационных ошибок, устранение опечаток, помарок, сдвоенных пробелов и т.п. Корректор следит также за тем, чтобы в случае использования слов с различными вариантами написания они выглядели одинаково в рамках одного текста, а знаки препинания различной формы (к примеру, кавычки) не использовались вразнобой. Наконец, корректор отслеживает нумерацию разделов, подразделов и глав, согласование заголовков и подзаголовков.

Если текст готовится к изданию в полиграфической печати, проводится еще одна вычитка, в ходе которой корректор приводит материал к стандартам издательского дела: исправляет ошибки в подписях к иллюстрациям, удаляет неправильные переносы и «висячие» строки, проверяет текстовые блоки на предмет соответствия правилам печати.

 

РЕРАЙТ

Рерайт это глубокая творческая обработка существующего текста, направленная на улучшение его стилистических качеств и/или повышение уникальности. Понятно, что литературные произведения крайне редко нуждаются в повышении уникальности (если это не плагиат, разумеется). Чаще всего головная боль начинающих авторов это бедный язык, неяркий художественный стиль и неудачная структурная композиция. Все это может исправить профессионал, владеющий литературным слогом, знакомый с жанровыми законами и понимающий принципы построения художественных сюжетов.

Что касается повышения уникальности, то оно чаще всего требуется научным, информационным и коммерческим текстам, в особенности опубликованным в сети Интернет. Приведу пример. Предположим, вы открыли цех по изготовлению решеток и садовых оград, и хотите продвинуть свои услуги через собственный интернет-сайт. Казалось бы, нет ничего проще: опиши товары и услуги, добавь фотографии, да и дело с концом. Как бы не так! Счет предприятиям, которые занимаются художественной ковкой по металлу, идет на сотни. У многих уже есть свои сайты. И почти все они вынуждены перечислять одни и те же услуги в одних и тех же выражениях. В результате Сеть полнится ворохами текстов, написанных под копирку.

Справиться с этой проблемой помогает рерайт: ваши тексты переписываются таким образом, чтобы индивидуальность вашего предприятия бросалась в глаза, а коммерческий сайт не терялся в толпе конкурентов. Разумеется, редактор одновременно следит за стилем подачи материала и учитывает требования SEO-оптимизации.

 

КОПИРАЙТИНГ

Как обработать уже написанный текст должным образом, мы разобрались. Но что делать, если нужного вам текста не существует в принципе?

Главное – не пугаться!

Не уметь писать красивые тексты – это нормально. Настолько же, насколько для меня нормально не иметь водительских прав, не разбираться в сантехнике и не уметь торговать парфюмерией. Ведь каждый мастак в своем деле! Именно поэтому речи для глав государств, пояснительные записки к законопроектам и рекламные тексты для коммерческих предприятий пишут специально обученные люди – спичрайтеры и копирайтеры.

Копирайтинг (не путать с копирайтом, поскольку термин copyright относится к авторскому праву) – это создание с нуля текстов, объективно и четко излагающих заданную заказчиком тему. После получения задания копирайтер изучает тематические материалы, при необходимости проводит консультации со специалистами, а затем пишет текст, удовлетворяющий требованиям грамотной речи, художественного изложения и, разумеется, уникальности. Для оценки уникальности текста используются специальные программы типа Advego Plagiatus; отличным показателем уникальности для узкоспециализированных текстов считается 85 %, для текстов на общие темы – 90 %.

POSTSCRIPTUM

Слово – не только рабочий инструмент, но и оружие. Причем нередко – массового поражения. Я не шучу и не преувеличиваю: Священные писания изменили жизнь миллиардов людей, на миллионы воздействует государственная пропаганда и рекламные слоганы. Словом можно убить, раздавить, уничтожить, а можно подарить новую жизнь, дать надежду, ускорить развитие. Если вы хотите достигнуть каких-то задач с помощью слова – наймите профессионала, умеющего бережно с ним обращаться.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *